crazy_czech (crazy_czech) wrote,
crazy_czech
crazy_czech

Categories:

Просто Тула - 2

Мне тут сон намедни приснился. Здравствуйте, кстати. Так вот, сон. Прилетаю я куда-то в тёплые края на отдых. Борт садится, заруливает, но движки не глушит. Да, и рейс явно не отечественной авиакомпании - после посадки никто не аплодировал и на рулении ни один мудак в проход не вскакивал тепло одетый и с чемоданом. В общем сидим ждём. Тут самолёт снова начинает рулить и катится куда-то на задворки лётного поля. Вокруг какой-то индастриал - машины разбитые, другие самолёты развандаленные, свалка одним словом. Примерно как в Домодедово была. И наше летадло начинает туда своим ходом протискиваться, обтираясь бортами. Стоит скрежет, движки воют, обшивка стонет, впечатления как будто мы в консервной банке, которую не очень острым ножом вскрывают. Все орут в ужасе, аааааа мы сдохнем и всё такое. Наконец, шум стихает и капитан бодро говорит по громкой связи, дескать, просим прощения, леди и джентельмены, за такой неожиданный перфоманс, но наш сэмоль отлетал свой ресурс и принято решение его утилизировать. Ну а компания наша решила немного сэкономить и попросила доехать до пункта приёма цветмета своим ходом. И все такие выдохнули с пониманием, ну да, как же мы сразу не догадались, ага. Ну тогда ладно.

К чему я вспомнил эту ебанину? Да к тому, что я проснулся с таким же чувством тлена, бесысходности и ржавого беспросветного кривого гавнища, как будто вышел из гаража с тульских поебушек. Ощущая на губах мозолистый брежневский поцелуй с привкусом пива "золотой колос".

Добро пожаловать в мой псто, где я в ярких красках и непарламентских выражениях расскажу вам, как приводил свежекупленный мотоцикл ТМЗ-5.952 "Тула" в состояние эрекции. Интересующиеся - пожалуйте под кат.



Хранение фотографий - скромный фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)



Предыдущая часть тута, если кто успел забыть. Там же по ссылке можно ознакомиться с историей моих взаимоотношений как с конкретным мотоциклом, так и с продукцией Тулмашзавода в целом.

Более подробно касаемо процесса моей боли - в соотетствующей ветке на Мотороллере. Тут расскажу лишь в общих чертах.



Итак, давайте обо всём по порядку. Когда я купил этот мотик, то рассчитывал, что буду на нём иногда выезжать кататься по даче, изредка подкручивая контактное зажигание и подмазывая кисточкой гниющие места. Особенного смысла возиться с ним я не видел. И какое-то время я так и делал - катался и радовался полузабытым ощущениям рвущегося из рук руля и задорного вонючего треска двухтактника.



Но ближе к концу сезона я полез поставить бесконтактное зажигание, ибо были подозрения (полностью подтвердившиеся впоследствии), что с родными контактами движок не выдаёт всю мощность и чахнет. Сняв бак с облицовками я слегка фалломорфировал от количества соединений в проводке, их качества, а в особенности от того, что движок по сути лежит в раме ничем не закреплённый - отверстия в ушах крепления разбиты напрочь. Было принято волевое решение - разбирать всё "в ноль", попутно устраняя по возможности остальные засады.



В процессе разборки помимо кучи запредельно уродского крепежа были найдены наглухо закисшие подшипники скольжения в маятнике и ещё пара интересных вещей. Начал решать проблемы по мере поступления. В разбитые посадочные места тов. bougaev выточил из ебейшей сталюки втулочки. Которые были аккуратно вварены в разбитые отверстия, обработанные напильником. Плюс применение вменяемых метизов и вуаля - движок стоит не шелохнётся, а опорная площадь соединения возросла вчетверо, не считая его, соединения, прочности.



С маятником поступил проще. В оригинале там распорная втулка между половинками рамы и две короткие оси, скользящие по чугунным втулкам в маятнике. Железо по железу, короче. Из влагозащиты - два набивных войлочных сальника. В общем, такая грузовиковая конструкция, рассчитаная на постоянное шприцевание (к этому мы ещё вернёмся). Тут я придумал вот что - подобрал игольчатые подшипники, идеально встающие вместо штатных втулок, плюс сальник их закрывающий. Вместо родных осей идеально вписался поршневой палец от квадрика китайского. Получилось как-то так:



Есть основания полагать, что такой узел переживёт эту ходовую.

Промежуточный результат - везём раму и ещё кучу железок в порошок. Отчётливо видно, что рама не ржавая только там, где предыдущие владельцы подмазывали кисточкой. Родная же краска снимается ногтём.



Колёса отправились туда же отдельной партией. Отмывать - замумукался! Внутри каждой ступицы килограмм солидола, ибо конструкция такая же как и у маятника - пресс-маслёнка и войлок. Логика чисто танковая - перед выездом прошприцуй! Было:



Стало:



 Поскольку колёс у меня было много, то теперь у меня два варианта резины - оригинальная Н-222 для ретро-выездов на тусовки и купленная чисто для покатушек KENDA Klaw.

Под конец сезона по частям перетащил всё железо в московский гараж и вся дальнейшая работа происходила уже тут, урывками по выходным. Первым делом скидал макет на колёсах, чтобы можно было перекатывать по гаражу:



С двигателем решил не делать ничего. Он не издаёт никаких посторонних звуков и исправно заводится даже в мороз. Лезть в него, расстраиваться и трахаться ещё полгода считаю преждевременным :)  А вот всё остальное перетряхнул основательно. Новые подшипники. Сальники. Новый крепёж. Оцинковал заодно оригинальный, который в некоторых местах не заменить ничем:




В общем прибрал всякие мелочи, которые все вместе заняли внушительный объем труда. Даже в порыве перфекционизма перешёл на тросики от иномарки. Оба, и тормоз и сцепление перепаял из зизеровских тросов сцепления, купленных у Мадеста на разборке (типа реклама. Илюха, я с тобой дружу!)



К тому времени у меня уже была отличная вилка от ИЖ-ПС и второй комплект облицовок. Тульская вилка по сути и есть ПСовая, только сделана чуток халтурнее. Моя была слегка уставшая, подвернулась отличная ПСовская. Второй комплект облицовок - чисто прагматические соображения. Выкрасил в красный матовый порошком, смотрится прямо как оригинальная тульская окраска веником из ведра, при несопоставимой стойкости покрытия :) Оригинальные облицовки буду потихоньку мучать с целью выведения в идеал.

Кстати, по поводу вилки. Она мне досталась ранних выпусков, со стальной верхней траверсой. Подскажите, чем в СССР изготавливали такие вот посадочные под перья вилки - продалбливали поролоновым хуём? Хорошо, что запасная нормальная траверса была...



Лишь познакомившись с Тулой поближе, я в полной мере ощутил, что такое - загруженное всякой неважной гражданской ерундой военное производство. Т.е. всем до сраки качество выпускаемой продукции, лишь бы линии не простаивали и рабочие не разбегались. Зачем класть хром не необработанные поверхности? Зачем красить без грунта краской типа гуаши? Зачем сварку рам поручать синякам с ЛТП? Ну как, просто потому что можем. И все при деле. А рядом делают превосходные ракеты с пулемётами, потому что квалифицированный исполнитель отвечает башкой, а на выходе из цеха стоит в роли ОТК военпред с метровым дилдо. Ладно, хватит о грустном.

Последним поставил электронное зажигание. Типа тоже реклама, ибо вещь очень хорошая. Возни по установке минимум, а результат чувствуется сразу. Эх, где же вы были, когда я шестнадцать лет  назад на Тулу зажигание от Совы колхозил... Место двух оригинальных 6v18ah аккумуляторов занял один современный, чуть меньшей ёмкости, но с нормальным стартёрным током. И стоит он теперь в самодельном металлическом коробе, на котором висят тяжеленное РР и коммутатор. Зачем же в родне стоят два последовательно подключённых шестивольтовых аккума? Это как раз понятно зачем, потому что в СССР понятие "стартёрный аккумулятор мотоциклетного формата" отсутствовало. Мне непонятно другое - почему они оба держатся на резиночке? Ах, полноте, сударь.

Итак, это основное и самое трудоёмкое. На сегодня результат такой:








Первые покатушки по гаражам - и сразу дикий восторг. Все вылеченные мелкие пакости в совокупности дали эффект совершенно другого мотоцикла. Стоит заменить рычаги с тросиками на импортные - и надо же, Тулой можно управлять не прилагая "грузовых" усилий! Зажигание поджигает уверенно - и мотик уже не строчит на высоких оборотах, теряя мощность. Но самое приятное впечатление от резины. На оригинальных покрышках по пухляку можно было бы только с разгону прокочить пару метров кавалерийским наскоком, а потом переть мотик на себе. Кенда же уверенно гребёт даже когда Тула уже трётся пузиком, и более того - даже ускоряется внатяг! Не познавшим всю боль резины Н-222 этого просто не понять.



В таких условиях Н-222 просто превращается в слик даже на холостых. А тут не просто уверенный разгон.



Тут ещё и просто фантастический по тульским меркам держак! Нет, на этом фото я не падаю с вывернутым рулём, резина держит! А я уверенно кручу "пятаки" с пробкусовкой.



Кстати, оцените эффект от глушителя "под пузом". Помимо забавного бульканья, когда застреваешь в очередной луже, пиротехнические эффекты от несгоревшей смеси просто чумовые! А ещё всё надёжно законсервировано масляной дриснёй, вплоть до одежды.



Человек впервые сел на Тулу и уверенно поехал. Зимой. В оригинале он бы даже не тронулся. Ну а если помог бы ножками и поехал - лежал бы в первом же повороте.



А Кенда - просто едет. Вот сюда я заехал своим ходом. И выехал, кстати, тоже. В фаре не ксенон, а LED, как и на всей остальной светотехнике. Дабы не загружать слабенький генератор. Кстати, на удивление вменяемо работает, даже несмотря на мерзейшую цветовую температуру. Светотеневая граница - наличествует.




Я понимаю, что эйфория пройдёт, и мотик преподнесёт мне ещё немало сюрпризов. Но текущим результатом я доволен до чёртиков. За сравнительно малые деньги, малой кровью я поставил на ход мотоцикл из своей юности, и в отличие от того мотоцикла - этот выше на голову, во всех отношениях.

Продолжаю наблюдения.

Всем мир!



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments