crazy_czech (crazy_czech) wrote,
crazy_czech
crazy_czech

Category:

Тула. Просто Тула.

О, ну раз уж даже gessor атчот запилил, то и мне пора заканчивать лениться.

Бойтесь своих желаний - они могут превратиться в реальность. На протяжении долгих лет я вяло подумывал купить Тулу в качестве дачной игрушки. Останавливало то отсутствие денег, то отсутствие Тул как таковых (а специфика такова, что предложение на рынке мизерное, с документами дай бог один мотик из пяти). В общем как-то это всё тянулось в режиме "хорошо бы, если бы". И вдруг оказывается, что Кирилл от своей Тулы хочет избавиться. Непродолжительный торг, продолжительная поездка по богом проклятой Носовихе с прицепом, и вот у меня в гараже новая игрушка.



Почему Тула? Откуда такой странный фетиш? Ответ прост - это моя мотоциклетная молодость. Пару лет я владел вот такой бодрой помоечкой, собранной из кусков ижей, восходов и деревянных хуёв. Может быть, владел бы и поныне, ибо местом для хранения не стеснён :) Но мотик был бездоковый, и я от него избавился. Год 2003-й что ли...



В общем, буду заново познавать тяжёлую, как маховик династартера, жизнь туловода. А под катом небольшой рассказ о приобретении и кое-какие мысли о туловодстве в целом.




Что же такое Тула? До знакомства с Кириллом я не мог это сформулировать одной фразой, но его термин "мотоцикл пониженной проходимости" очень точно описывает всю боль владельца ТМЗ 5.952.
Это уникальный мотоцикл, который одинаково хреново себя чувствует и на дороге и на бездорожье любого типа. Маленький просвет, хлипкая ходовка, тяжеленные колёса с протектором моментально забивающимся в грязи и срывающимся в поворотах на асфальте... Неукротимая мощь 12-сильного движка от немецкого мотороллера (!) 50х годов гармонично сочетается с "грузовым" комфортом и удобством управления. Зачем это создано? Для кого это создано? Купите майский "МОТО" почитать, там обстоятельная статья.

А я вас развлеку байкой, подслушанной на Автостраде. Чувак, имеющий какое-то отношение к тульскому мотомузею, рассказывал почтенной публике легенду о том, что мотоцикл проектировался для нужд ВДВ. Дескать, была идея десантировать бойца прямо с мотоциклом, а пухлые шины низкого давления позволяли мягко плюхнуться и не сломать ему позвоночник. У меня сразу возникло два вопроса - зачем для таких целей делать мотоцикл весом почти в Яву, но при этом с пластилиновой рамой? Чувак так и не придумал вменяемого ответа.

Забудьте, самая завалящая Планета-5 гораздо больший эндуро, чем Тула. Это мотоцикл для передвижения ползком - на это рассчитано решительно всё! Низкий центр тяжести и мопедная высота широченного седла позволяют свесить ножки и медленно тошнить в любых условиях, а принудительное охлаждение не даёт в этих условиях перегреться.

Ну и ещё цитата из классиков, очень подходящая к мотоциклу в целом:


Он остановился, прислушиваясь. Где-то в глубине чащи раздавался монотонный глухой рокот, и Максим вспомнил, что уже давно слышит этот рокот, но только сейчас обратил на него внимание. Это было не животное и не водопад – это был механизм, какая-то варварская машина. Она храпела, взрыкивала, скрежетала металлом и распространяла неприятные ржавые запахи. И она приближалась.

Максим пригнулся и, держась поближе к обочине, бесшумно побежал навстречу, а потом остановился, едва не выскочив сходу на перекресток. Дорогу под прямым углом пересекало другое шоссе, очень грязное, с глубокими безобразными колеями, с торчащими обломками бетонного покрытия, дурно пахнущее и очень, очень радиоактивное. Максим присел на корточки и поглядел влево. Рокот двигателя и металлический скрежет надвигались оттуда. Почва под ногами начала вздрагивать. Оно приближалось.

Через минуту оно появилось – бессмысленно огромное, горячее, смрадное, все из клепанного металла, попирающее дорогу чудовищными гусеницами, облепленными грязью, – не мчалось, не катилось – перло, горбатое, неопрятное, дребезжа отставшими листами железа, начиненное сырым плутонием пополам с лантанидами, беспомощное, угрожающее, без людей, тупое и опасное – перевалилось через перекресток и поперло дальше, хрустя и визжа раздавливаемым бетоном, оставив за собой хвост раскаленной духоты, скрылось в лесу и все рычало, ворочалось, взревывало, постепенно затихая в отдалении.

Максим перевел дух, отмахнулся от мошкары. Он был потрясен. Ничего столь нелепого и жалкого он не видел никогда в жизни. Да, подумал он. Позитронных эмиттеров мне здесь не достать.


Правда чуть позже по тексту становится понятно, что речь не о Туле, ибо:

Обзор был отвратительный, разогнаться как следует не удавалось – на скорости тридцать километров в двигателе начинало что-то греметь и захлебываться, поднималась вонь. Правда, проходимость у этого атомного одра все еще была прекрасная. Дорога или не дорога – ему было все равно, кустов и неглубоких рытвин он не замечал вовсе, поваленные деревья давил в крошку. Молодые деревца, проросшие сквозь рассевшийся бетон, он с легкостью подминал под себя, а через глубокие ямы, наполненные тухлой водой, переползал, словно бы даже фыркая от удовольствия. И курс он держал прекрасно, повернуть его было весьма нелегко.

Вроде всё соответствует - хреновое управление, отсутствие комфорта, манера преодоления препятствий ползком.... Но проходимость - отличная! Значит точно не Тула :)

Итак, возвращаясь к нашим баранам. Что же мне досталось? Сам не понял, ибо забирал посреди ночи в спешке :) Три раза возвращались за всякой хернёй, а в результате пришлось к Кириллу ехать ещё раз - расписаться в ПТС :)
Первым делом отмыл геологические наслоения говен. Засран был мотик просто феерически! Этому способствует гениальнейшая конструкция глушителя, который висит под пузом и "дышит" примерно туда, где начинается кожух цепи. Бахнул чутка побольше масла - мотор можно на зиму не консервировать, масляные говна будут и внутри и снаружи! Этот узел однозначно под переделку.



Первым делом снял багажник ибо ни к чему он, да и уёбищный. Может потом озабочусь чем-то более вменяемым.



Затем навёл порядок на руле, ибо мотик достался по сути без рычагов и с рваными рукоятками. С новыми китайскими рычагами жизнь наладилась! Рукоятки купил у Мадеста на разборке от какой-то древней GS500. Подумал и купил от неё же грузики. У меня единственная Тула в мире с грузиками на руле! А учитывая подрезанные у Серёги старые зеркала от его DR650, мотик получил +1 к эндурности :)



Первая пробная поездка показала, что мотоцикл заводится отлично (на чём предыдущий, пятый по счёту, владелец постоянно заостряет внимание), но не разгоняется и не тормозит. При попытке набрать обороты мотик недовольно бурчит и явно богатит, а при торможении руль кидает на пять сантиметров вперёд, по причине убитых подшипников рулевой. Задний тормоз наличествует, но не работает. Ладно, я на что-то подобное и рассчитывал, полез смотреть что и как.

Это все шарики, что были в наличии в нижнем подшипнике, за исключением двух выпрыгнувших при разборке. Судя по металлическим осколкам, подшипник крутился в основном за счёт трения обоймы по обойме. Как на этом можно было вообще ездить - я хз.



Купил замену, в дальнейшем буду переходить на конические. Вообще, узел отличается свежим конструкторским подходом. ТМЗ, ахаха что ты делаешь, прекрати:



Слил из перьев грамм по пятьдесят эмульсии, промыл, залил масла - вилка начала работать. Теперь тормоза. Странно, чего это они не тормозят?



Спереди картина была не лучше. Чистить, полировать, мазать... В общем, щёткой по металлу я в тот день намахался на пять лет вперёд. Тормоза заработали, о чудо!

Привычным движением руки поправил гнутую в бараний рог переключалку и переставил на шлиц вниз. Без этой перестановки переключаться невозможно.Теперь переключаться удобно, но при попытке завести киком, можно нечаянно врубить вторую - рычаг бьёт в переключалку в конце хода. Вспоминал старые навыки и утирал слёзы умиления.



Кстати, обратите внимание на подножки. Мотик достался с подножками без резинок, смотрящими вниз под приличным углом. Я уже морально был готов к сварочным работам, ибо на Туле это слабое место - гнутся они и отламываются. Но таки купил парочку оригинальных подножек (задние от Восхода). Всё встало идеально! Ибо кто-то прикрутил все четыре подножки болтиками М6 вместо полагающихся М8, потому и перекосило их вниз.

Мотоцикл стало не узнать! Он начал слушаться руля и тормозов, всё это в момент покупки по сути отсутствовало.



Перед постановкой на учёт навёл порядок в поворотниках (спереди от АХ-1, сзади какие-то советские хтонические с металлическим корпусом), закрасил маркером вытертые буквы на номере и починил неработающий стопарь. В процессе увидел такое:



Ну, собственно и всё пока что. Встал на учёт и теперь я официальный владелец мотоцикла ТМЗ 5.952 :)



Первые же покатушки заставили вспомнить, что этот мотоцикл не для гонок, а для неспешных прогулок. На кочках вытрячсает душу, вставать на подножках смысла нет ибо стойки не получится, а сами подножки хлипкие.



В колеях руль рвётся из рук - это первый мотоцикл, на который я захотел поставить рулевой демпфер :) Колейность и грязь категорически противопоказаны "мотоциклу повышенной проходимости".



В общем, что ожидал, то и получил. Радует только мотор, который работает без единого постороннего звука, хотя медленно и натужно набирает обороты. Заказал электронное зажигание вместо кулачков, до его установки никакого смысла лезть глубже не вижу.



Что далее в планах помимо зажигания? Нет, пока никаких перекрасок и прочего марафету. Поездить и понять, вдруг чего вылезет. Первым делом надо сделать второй комплект колёс с резиной от квадрика для покатушек. Родная резина пойдёт "на выход", если приспичит сгонять на ретро тусовку в оригинальном виде :)
Выправить мятый бак, или найти другой. На моём качество сварки потрясает воображение:



Это, отмечу, заводской оригинал, а не ремонт в колхозе. Тот самый завод, что всякие Шилки с Тунгусками делает, ага. Цитата из статьи в "МОТО":

"...качество изготовления вносило свою лепту: тормозные педали умудрялись сваривать так, что они отламывались при нажатии. А когда сварку рам перенесли на ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков), стало совсем плохо..."

Далее. Сколхозить съемную боковую подставку, ибо ставить на централку неудобно.

Перевести весь свет на LED, родной генератор по мощности как скутерный и не тянет.

Ну а там посмотрим. Красивости буду наводить только после всестороннего изучения.

Такие дела.

Всем мир!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments